Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

моне клод

Энциклопедический словарь

Моне́ Клод (Monet) (1840-1926), французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоённые светом и воздухом пейзажи; в 1890-х гг. стремился запечатлеть мимолётные состояния световоздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», 1890-91, «Руанский собор», 1893-95).

* * *

МОНЕ Клод - МОНЕ́ (Monet) Клод (14 февраля 1840, Париж, - 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия), французский живописец. Представитель импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) . Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», 1890-1891, «Руанский собор», 1893-1895).

Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро (см. КОРО Камиль), Т. Руссо (см. РУССО Теодор), Ш. Добиньи (см. ДОБИНЬИ Шарль Франсуа). Важное значение имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: Базилем, Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), Дега (см. ДЕГА Эдгар), Сезанном (см. СЕЗАНН Поль), Ренуаром (см. РЕНУАР Огюст), Сислеем (см. СИСЛЕЙ Альфред) . В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж; франц. impression - впечатление), которая экспонировалась в ателье фотографа Надара в 1874, на первой выставке импрессионистов.

Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески - рефлексы. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленэре (см. ПЛЕНЭР) не только этюды, но и завершая картины. В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы - здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы.

Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва); «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба - Эрмитаж, Санкт-Петербург). Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва).

Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894); «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных искусств, Москва); контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва).

Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики. Картины импрессионистов не принимались в Салон, покупались за бесценок или не покупались вовсе. Моне жил долгое время в такой нужде, что не было денег ни на хлеб, ни на краски, и он подчас не мог закончить начатый холст.

Свои последние работы - 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии», или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, - он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж).

Энциклопедия Кольера

МОНЕ, КЛОД ОСКАР

(Monet, Claude Oscar)

(1840-1926), французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился 14 ноября 1840 в Париже в семье бакалейщика. Через пять лет его семья переехала в Гавр. Около 1856 под руководством Луи Эжена Будена стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с К.Писсарро. В 1860 был призван на военную службу в Алжир, в 1862 из-за болезни вернулся в Гавр и снова стал писать виды побережья вместе с Буденом. Вскоре он познакомился с датским художником Яном Бартолдом Йонгкиндом, тоже пейзажистом. Йонгкинд стал его вторым учителем. В ноябре Моне вернулся в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Между 1863 и 1865 Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная, как и полотно Эдуара Мане, Завтрак на траве (1866, Москва, ГМИИ), была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Два морских пейзажа Моне были выставлены и хорошо приняты на Салоне 1865. В конце 1870 Моне перебрался в Англию. В Лондоне он и Писсарро познакомились с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который сделал группу импрессионистов знаменитой. В 1871 и 1872 Моне работал в Голландии; в это время он увлекся японской гравюрой.

КЛОД МОНЕ. ДИКИЕ МАКИ

КЛОД МОНЕ. ДИКИЕ МАКИ

Между 1872 и 1876 Моне с семьей жил в Аржантейе на Сене близ Парижа. Художник часто работал вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, создавая свои знаменитые сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Часто он писал свой дом и сад. Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них серии Стога (1890-1891); Тополя (1890-1892); Руанский собор (1894), Виды Темзы (1899-1904) и Венеция (начата в 1908). В 1883 Моне поселился в Живерни близ Вернона. Через семь лет он купил дом, который прежде снимал, и участок земли, на котором он разбил сад. С 1899 до смерти в 1926 (эти годы были омрачены ухудшением зрения) Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня. 14 панно из серии Кувшинки находятся в Париже и по замыслу художника экспонируются в двух овальных залах Оранжереи Тюильри. Умер Моне в Живерни 5 декабря 1926.

ЛИТЕРАТУРА

Кулаков В.А. Клод Моне [[Альбом]]. М., 1989 Тайландье И. Клод Моне [[Альбом]]. М., 1995

Полезные сервисы